Факультет практической психологии МСПИ
"В обхождении с одним человеком в нынешнее время надо больше искусства, чем некогда c целым народом."
Бальтасар Грасиан

Телесно-ориентированная арт-терапия

Современный период развития общества характеризуется устойчивой тенденцией к кибернизации жизни, обусловливающей формирование у человека нетелесного отношения к самому себе и к миру. Современная личность рассматривает себя не как целостное единство телесного и духовного в себе, а как биологический компьютер, доступный для механического репарирования, восстановления. Отношение к себе как к «машине», определяет и отчуждение индивидуумом собственного тела, нежелание его познавать и развивать. Изменить отношение человека к себе, направить его внимание на самопознание своей целостной природы не может не являться целью психологической науки.

Современная психологическая практике пресыщена разнообразными методами «коррекции», «психотерапии», «личностного роста», «развития», «совершенствования» – каждый из которых в некоторой степени претендует на уникальность с попыткой теми или иными способами «улучшить» природу человека и открыть ему новые горизонты развития. Однако продуктивность того или иного подхода зависит от способности самого респондента к переосмыслению, переоценке представлений относительно значения для развития человека характера связей телесного и психического, консервативного и креативного.
Рефлексия себя не может быть полной вне обращения к анализу опыта креативного телесного действия? Именно в творческом действии мы проверяем, отрицаем или принимаем те или иные гносеологические установки, модели познания. В акте творения мы видим отражение своих чувств и мыслей.

Курс «ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ АРТ – ТЕРАПИЯ» является синтезом телесно-ориентированных и арт методов в психотерапии, построенном на основных положениях философии экзистенциализма, феноменологии, антропологии, постмодернизма, теории психологии искусства и глубинной психологии, на новейших достижениях в области художественного, драматического, театрального и танцевального творчества.

Курс разработан в рамках пластико-когнитивного подхода в телесной-арт-терапии (В.Н. Никитин, 1998) на основе пролонгированного эмпирического исследования форм самовыражения человека посредством тела, движения, голоса и работы с художественным пластическим материалом для психологов, психотерапевтов, преподавателей гуманитарного направления, физической культуры, актеров, режиссеров, журналистов, менеджеров профессиональных вокалистов.

Программа курса разработана в ходе исследования архаического и современного пространства в искусстве, в процессе психологической и терапевтической практики методов телесно-ориентированной и арт-терапии. Изучение пластики тела, невербальных форм репрезентаций в художественном творчестве позволило применить холистический подход в постановке дыхания, голоса, в развитии телесных и психических функций, когнитивной и креативной сфер личности.

Современный человек, по мнению К.Г. Юнга, не понимает, насколько «рационализм» ввел его в состояние шизофрении. Осуществить процесс освобождения от шизотимического комплекса он может только путем индивидуации в творческом акте самовыражения, то есть отказа мыслить в терминах долженствования, переосмысления значения собственной телесности для самопознания.

Курс направлен на освоение техник саморегуляции путем раскрытия и развития физической. эмоционально-чувственной, когнитивной и креативной сфер посредством включения обучающегося в пространство творческого эксперимента с собою. Освоение принципов и методов «погружения» в измененное состояние сознания, голосовых, пластических, художественно-изобразительных техник самовыражения позволяет усовершенствовать профессиональные навыки, решить личностные проблемы, связанные с особенностями индивидуального мировоззрения.

Программа курса апробирована в течении 17 лет в России, Германии, Латвии, Литве, Нидерландах, Венгрии, Украине, Польше, Словакии в авторских международных учебных, терапевтических, педагогических и театральных проектах.

Методологическое обоснование курса строится на основе теории «пластико-когнитивного» подхода и метода «пластикодрамы», разработанных В.Н.Никитиным и апробированных в работе более чем с 15000 респондентов различных национальных и возрастных групп.

Основные теоретические положения пластико-когнитивного подхода:

  1. Онтологическое основание: представление о единой природе человека (“Душа есть форма тела”. Аристотель).
  2. Этимологическое значение: “когнитивный” – указывает на способ изучения психики человека, осуществляемый посредством рефлексиия;
    “пластичный” – метод, исследующий процесс перехода психики из одного качественного состояния в другое;
    “пластико-когнитивный подход” – методологическая модель посредством которой осуществляется исследование и анализ процесса перехода сознания человека из одного состояние в другое, получившего в философии постмодернизма название “трансгрессивного перехода”.
  3. Гносеологическое значение: исследование личности как самостоятельно существующей текучей телесно-психической целостности.
  4. Объект исследования: структурные компоненты целостного образа “Я”, индивидуальные характеристики личности.
  5. Предмет исследования: формы и содержание репрезентативных креативных образов.
  6. Методы исследования: арт – телесно-ориентированные, трансовые.
  7. Гипотеза: ограничение стереотипных форм репрезентации личности актуализирует процессы ее рефлексии.
  8. Структура метода диагностики представлена двумя блоками авторских тестов:
    • блок проективных художественных тестов: “Образ себя”, “Невербальный семантический радикал”, “Ризоморфные среды”;
    • блок проективных телесных тестов: “Сензитивное движение”, “Выразительное движение”, «Когнитивное движение».
  9. Структура метода терапии представлена тремя блоками работы:
    • парадоксальные методы: усиление, ограничение, разрушение, сублимация деструктивных стереотипных форм репрезентации; техники “Маска”, “Абракадабры”, “Гротеск” и другие;
    • провокативные методы (драматические, музыкальные, художественные): разрушение стереотипных форм действия; техники “Шут”, “Иррелевантный стимул”, “Дуэль” и другие;
    • трансгрессивные методы: развитие способности к рефлексии и сосредоточению внимания; техники “Тайцзи-цюань”, “Пластикодрама”, “Театр абсурда С.Беккета”, “Эпический театр Б.Брехта” и другие.
  10. Этапы терапевтического процесса:
    • пробуждение “свободной” энергии, актуализация потребности в самовыражении;
    • фокусировка и концентрация внимания на предмете исследования;
    • принятие субъектом ответственности на себя при выполнении парадоксальных действий;
    • пробуждение потребности в креативном действии;
    • спонтанное, драматическое действие;
    • релаксация;
    • анализ протекания и результатов терапевтического процесса.

Структура курса включает три блока обучения: учебный, терапевтический, супервизорский (продолжительность каждой учебной сессии составляет 26 академ. часов).
Общая продолжительность обучения составляет 104 академ. часов.

По окончанию курса выдается Свидетельство государственного образца о повышении квалификации в области телесно-ориентированной и арт психотерапии.


Ведущие учебных семинаров

Никитин Владимир Николаевич – доктор философских наук , кандидат психологических наук, заведующий кафедрой философской антропологии и арт-терапии Московского социально-педагогического института, доцент кафедры хорового дирижирования и вокала ВГУ им. П.М. Машерова, художественный руководитель театра-студии «Постдвижение»; автор семи научных монографий в области телесно-ориентированной, арт и трансперсональной терапии.

Керножицкая Лилия Павловна – аспирант Института этнографии Академии наук Республики Беларусь, преподаватель кафедры вокала и хорового дирижирования ВГУ им. П.М. Машерова, заведующая секцией этнофонии и вокалотерапии лаборатории «Apт-терапии».

Лобанов Артем Иванович – кандидат педагогических наук, профессиоальный художник, заведующий секцией арт-терапии лаборатории «Apт-терапии».

Белогурова Татьяна Юрьевна – профессиональный актер, заведующая секцией драматерапии лаборатории «Арт-терапии».

Сессия 1.

ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ: РИСУНОК, ЛЕПКА, МАСКА

Авторы курса: В.Н. Никитин, А.И. Лобанов.

Курс построен на основных положениях феноменологической и антропологической философии Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти, К. Вальверде, гештальт-психологии искусства Р. Арнхейма, теории визуального восприятия В. Ловенфельда. Структура курса разработана в рамках пластико-когнитивного подхода в терапии, направленного на исследование процесса «трансгрессивного перехода» в сознании субъекта.
Цель курса: обучение приемам и методам диагностики и коррекции личностных проблем референта техниками изобразительного творчества.
Задачи курса: изучение теории визуального восприятия художественного образа по Р. Арнхейму; эмпирические исследования теории В. Ловенфельда; коррекция личностных проблем (фобии, аутизма, фрустрации, агрессии) методами изобразительного творчества.

Структура курса (по темам):

  1. Аналитический и феноменологический методы в арт-терапии.
    • феноменологические аспекты художественного творчества;
    • принципы исследования структуры художественного произведения;
    • анализ характерологических показателей художественного образа.
  2. Композиция и средства художественной выразительности в арт-терапии.
    • природа творческого самовыражения;
    • принципы выделения «фигуры» на «фоне» при восприятии художественного образа;
    • методы гармонизации личности в работе с пластическим материалом (глина, пластилин).
  3. Художественные проективные методы диагностики.
    • экологическая теория визуального восприятия Дж. Гибсона;
    • тест невербального семантического дифференциала В.Н. Никитина;
    • диагностика структуры характера личности по рисунку.
  4. Коррекция личностных проблем художественными средствами изображения.
    • коррекция структуры характера личности посредством художественно-изобразительного выражения;
    • метод «конгруэнтного изображения»;
    • метод «сочинения совместной истории».
  5. Маска как средство самовыражения.
    • влияние грима на психическое состояние человека;
    • грим как средство разрешения личностных проблем;
    • техники и приемы создания терапевтической маски.

Сессия 2.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ В ПСИХОДРАМЕ:
ПЛАСТИКОДРАМА, БУТО, ЭТНОДРАМА.

Авторы курса: В.Н. Никитин, Т.Ю. Белогурова, А.И. Лобанов.

Курс разработан на основе аналитического исследования искусства театра абсурда С. Беккета, символического театра М. Метерлинка, пластического театра Э. Декру и М. Теннисона, японского театра «буто» М. Танаки, этнотрадиций приграничья России и Белоруссии. В программе обучения представлены инновационные модели в психодраме: пластикодрама (интерактивная, интраактивная) и этнодрама, разработанные В.Н. Никитиным в рамках трансгрессивного подхода в терапии.

Цель курса: коррекция личностных проблем протагониста методами психодрамы.
Задачи курса: освоение техник невербальной пластической диагностики структуры характера личности; развитие способности к драматической импровизации; освоение техник пластического движения; обучение искусству выразительной речи; терапия деструктивных психологических установок в процессе спонтанного пластического действия.

Структура курса (по темам)

  1. Транс и пластические техники самовыражения.
    • диагностика сенситивных и кинестетических способностей;
    • освоение техник пластического движения – французская школа Э. Декру;
    • разномодальные техники движения;
    • трансперсональные техники «буто».
  2. Модели работы с протагонистом.
    • психоаналитические и клинические типологии характера личности (А. Лоуэн, М. Бурно);
    • принципы и модели формирования художественного образа, направленного на решение личностных проблем протагониста;
    • коммуникативные стратегии спонтанного действия.
  3. Символическое пространство пластикодрамы.
    • архетип в символическом театре М. Метерлинка и М. Теннисона;
    • когнитивный актер эпического театра Б. Брехта;
    • пластический образ Э. Декру;
    • парадоксальные техники театра абсурда С. Беккета.
  4. Буто. Этнодрама.
    • трансперсональные техники архаического искусства;
    • обрядовость в этнотрадиции приграничья России и Белоруссии;
    • звуковые формы выражения в этническом обряде;
    • тело и образ в обрядовом действии;
    • трансгрессивные техники в этнодраме.

Сессия 3.

ГОЛОСОВАЯ И ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ:
ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ГОЛОСОМ И ТЕЛОМ

Авторы курса: В.Н. Никитин, Л.П. Керножицкая, Т.Ю. Белогурова.

Программа разработана на основе художественно-изобразительных, телесно-ориентированных, трансперсональных техник, вокально-обрядовых традиций белорусской этнофонии и аутентичного звучания.
Цель курса: диагностика проблем личности, раскрытие энергетического потенциала, постановка дыхания и голоса, освоение техник саморегуляции посредством голоса.
Задачи курса: диагностика структуры характера художественными проективными тестами; диагностика психосоматических проблем посредством анализа дыхания и голоса; развитие голосового аппарата; развитие диапазона голоса; формирование резонансного звучания.

Структура курса (по темам):

  1. Диагностика дыхания и голоса.
    • дыхание как проекция проблем личности;
    • диагностика голосового звучания;
    • принципы развития и постановки дыхания и голоса.
  2. Диагностика уровней телесного осознания.
    • пластичность как качество здоровья;
    • диагностика состояния суставов;
    • диагностика экспрессивных показателей.
  3. Коррекция физического состояния тела.
    • пластический театр как средство гармонизации.
    • тайцзи-цюань: «восточные» принципы развития телесных функций;
    • постизометрические техники коррекции осанки.
  4. Трансгрессивная методика голосообразования.
    • звучание как резонансное искусство;
    • причины нарушения резонанса: гиперназальность, гипоназальность;
    • образование «воздушного столба» при резонансном звучании.

Сессия 4.

МЕТОДЫ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ

Авторы курса: В.Н. Никитин, А.И.лобанов, Т.Ю. Белогурова.

Программа разработана на основе опыта европейских молодежных проектов, осуществленных авторами курса в 1990-2002 г.г.: «Мультикультуральные исследования телесного сознания» (Россия, Германия, Нидерланды, Франция, 1998-2001), «Театр движения» (Москва, 1996-2002), «Здоровье. Разитие. Жизнь» (ЮНЕСКО, МДЦ «Артек», Украина, 1990-2002). В проектах приняло участие 11000 детей и подростков при участии Института театров Нидерландов (Амстердам), Управления школьного образования земли Саксен-Анхальт (Галле, Германия), Таврического госудрственного университета им. Вернадского (Симферополь, Крым).
Цель курса: решение личностных проблем подростков в процессе психодраматического действия.
Задачи курса: коррекция девиантных форм поведения, раскрытие творческого потенциала, формирование гуманистически направленной личности.

Структура курса (по темам):

  1. Психодраматические методы коррекции девиантного поведения.
    • природа девиантного поведения;
    • теория абсурда по А.Камю;
    • парадоксальные методы драматерапии в решении проблем девиантного подростка.
  2. Социодрама как средство снятия социальных стереотипов.
    • техники социодрамы;
    • ролевые игры в социодраматическом действии;
    • художественный образ как средство коррекции личностных стереотипов.
  3. Театр дель-арте, клоунада в работе с детьми и подростками.
    • психологические теории смеха;
    • смех как средство снятия психологических зависимостей (фобий);
    • гротеск как форма проигрывания личностных проблем.

СУПЕРВИЗИЯ

Супервизоры: В.Н. Никитин, А.И. Лобанов, Л.П. Керножицкая, Т.Ю. Белогурова.

Целью сессии является анализ результатов терапевтической работы в группе, определение направлений специализации в обучающей группе на втором уровне образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Более подробная информация:
www.art-kafedra.ru