Факультет практической психологии МСПИ
"В обхождении с одним человеком в нынешнее время надо больше искусства, чем некогда c целым народом."
Бальтасар Грасиан

Школа-мастерская «Тренинг для тренеров»

Программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) 

Целевая аудитория. Занятия в школе тренеров предназначены:

  • для тех, кто хочет работать тренером; для тех, кто в своей работе хочет использовать навыки ведения тренингов (психологи, специалисты по управлению персоналом и др.);
  • для тех, кто хочет получить практику и навыки ведения тренингов (выпускники и студенты любых курсов психологических и гуманитарных ВУЗов).

Объем программы: 144 часа (программа включает 7 модулей).

Время обучения: один модуль проходит 1 раз в месяц по 2 дня

Итоговый документ:  сертификат установленного образца о краткосрочном повышении квалификации.

Учебно-тематический план программы

ВВЕДЕНИЕ

Формирование личностной готовности к деятельности психолога-практика – задача, которая решается на протяжении всего процесса обучения, однако, в рамках программы повышения квалификации «Тренинг для тренеров»  разворачивается особое психологическое пространство личностного и профессионального роста.

В процессе освоения программы участники школы-мастерской смогут овладеть:

  • отбором и применением психодиагностических и тренинговых методик, адекватных целям, запросу, ситуации и контингенту участников тренинга с последующей обработкой данных и их интерпретаций в контексте «запроса» участников или заказчика;
  • основными дискуссионными, игровыми и тренинговыми методами активных способов обучения;
  • навыками применения активных методов обучения в различных сферах жизни при решении задач психологической коррекции и развития личности;
  • навыком анализа собственной деятельности как ведущего и оценки эффективности результатов тренинговой работы.

После обучения тренер сможет овладеть компетенциями:

  • Самостоятельно вести различные виды тренингов;
  • Проектировать тренинги под организационные задачи клиентов, уметь переводить запрос в программу обучения;
  • Выявлять и формулировать скрытые организационные проблемы, которые могут быть решены с помощью тренинга;
  • Писать сценарии тренингов, наполнять их обучающими элементами под разные виды тренингов;
  • Создавать под цели тренинга упражнения, мини-лекции, разминки, кейсы, метафоры;
  • Владеть различными тренерскими ролями;
  • Управлять группой на всех стадиях ее существования;
  • Совершенствовать свой личностный потенциал;
  • Чувствовать себя уверенным в ведении группы и публичном выступлении;
  • Владеть навыками самопрезентации при устройстве на работу и продажи собственных услуг;
  • Удерживать внимание и контролировать процессы групповой динамики;
  • Уметь говорить, слушать и чувствовать.

Модуль 1. ВИДЕОТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПАРТНЕРСКОГО ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

ЦЕЛЬ ТРЕНИНГА:

  • ПОВЫШЕНИЕ уровня профессиональной компетенции в области применения психологических методов и технологий делового общения.

Программа тренинга предусматривает:

  • ОТРАБОТКУ практических навыков эффективного делового общения
  • ОВЛАДЕНИЕ навыками распознавания скрытых мотивов поведения людей
  • АНАЛИЗ видеофрагментов делового общения в различных ситуациях
  • ОСОЗНАНИЕ основных личностных проблем, способных выступать преградами на пути эффективного бизнеса и делового общения
  • ВОЗМОЖНОСТЬ заглянуть за кулисы того, как люди говорят и слушают
  • ПОНИМАНИЕ причин, почему люди не понимают друг друга
  • ПОВЫШЕНИЕ своей самоценности, как фактора успеха во взаимодействии с людьми
  • ПРИОБРЕТЕНИЕ профессиональной компетенции в области основ технологии группового тренинга.
  • МЕТОДИКУ проведения тренинга в аспекте динамики и этапов групповой работы

Результаты обучения

Участники получат:

  • Усиление результативности общения и взаимодействия через способность находить связь между проблемами и их решениями.
  • Новый взгляд на коммуникацию и ее возможности в решении организационных и управленческих вопросов.
  • Возможность актуализировать  сильные стороны своей личности, почувствовать себя увереннее, улучшить отношения с собой.
  • Развить навыки эффективного тренерского поведения;

Продолжительность – 2 дня.

Ведущий: Карнацкая Лариса Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-психологической безопасности личности Московского института психологии и педагогики. Стаж в области тренинговой работы боле 20 лет.

Стажировки: Бизнес школа при Новарском университете г. Барселона, Испания; Университет им. Дж. Вашингтона США, г. Вашингтон.

Модуль 2. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ

ЦЕЛЬ ТРЕНИНГА

  • ПОВЫШЕНИЕ уровня профессиональной компетенции в области применения психологических методов и технологий анализа для преодоления конфликтов в межличностном общении.

Программа тренинга предусматривает:

  • ЗНАКОМСТВО с типологией, структурой, динамикой протекания конфликта
  • ОВЛАДЕНИЕ навыками анализа запусковых механизмов конфликта
  • АНАЛИЗ способов предотвращения конфликтов
  • ОСОЗНАНИЕ основных приемов бесконфликтного взаимодействия
  • ПОНИМАНИЕ причин конфликтогенного поведения
  • ПОВЫШЕНИЕ устойчивости к провокационному поведению
  • ПРИОБРЕТЕНИЕ профессиональной компетенции в области основ технологии преодоления конфликтов

Результаты обучения

Участники получат:

  • теоретические знания о причинах, участниках, специфике протекания конфликтов, типологии конфликтов;
  • практические навыки структурного анализа конкретных ситуаций конфликтного взаимодействия;
  • навыки пошагового выбора собственных реакций на действия оппонента в конфликте;
  • расширение спектра поведенческих стратегий в конфликте;
  • отработку способов преодоления конфликтов.

Продолжительность – 2 дня.

Ведущий: кандидат психологических наук Трушкова Светлана Викторовна.

Модуль 3.  ТРЕНИНГ РВД (РОДИТЕЛЬ–ВЗРОСЛЫЙ-ДИТЯ) ПО Э.БЕРНУ

В каждом из нас живут как бы три человека, которые часто не ладят друг с другом. В каждом из нас имеется три Я состояния: Родитель, Взрослый и Дитя.

Роли распределены так: Ребёнок хочет, Родитель разрешает или не разрешает, Взрослый исполняет. Это структура здорового и благополучного человека.

Инициатива принадлежит Ребенку. Если он ничего не хочет, человек становится апатичным, раздражительным, и ни о каком творчестве и самовыражении не может быть и речи. Не зря французы говорят: «Если вы ничего не хотите, скорее всего, вы умерли». Если Вы обычно действуете не так, как хочется, а как надо, измотаны работой, на которой вы не заменимы, и при этом вы постоянно чувствуете себя больным – это значит, что ваш внутренний Ребёнок забит и плачет.

Бывает и другая крайность – человек, который разрешает себе всё. На него нельзя положиться, он обещает и не делает, он берется помогать всем и участвует во множестве проектов, но пользы этим проектам не приносит – это спящий Родитель.

Блокированный взрослый при адекватном Ребенке и Родителе практически не встречается. Если желание приводит к осмысленному разрешению, дальше следует воплощение, здесь задержки, скорее всего, не будет. Многие техники структурного анализа направлены как раз на гармонизацию отношений между Ребёнком и Родителем.

Гармоничная структура Родитель-Взрослый-Ребёнок не выстраивается сама по себе. Для этого нужна направленная практическая деятельность, которой мы и занимаемся на этом тренинге.

ЦЕЛЬ ТРЕНИНГА:

  • Распознать три составляющих нашего Эго в себе, научиться их слушать и гармонично выстроить их взаимодействие между собой.

В ПРОГРАММЕ:

  • Дитя как источник наших желаний, возможностей и потребностей.
  • Сценарии, основанные на детских иллюзиях, которые могут не исчезнуть в течение всей жизни.
  • Жизнь ребенка в семье и ее роль в формировании сценариев взрослой жизни.
  • Интроекты. Могут ли позитивные и негативные детские убеждения стать препятствием в развитии взрослого.
  • Родительское состояние «Я», наделяющее «рецептами» поведения
  • Взрослое состояние «Я», необходимое для выживания. Как научить его контролировать Родителя и Дитя в себе.
  • Как развести свое Дитя с Родителем и дать ему возможность выбирать свой жизненный путь по своему усмотрению.

В процессе тренинга используются аналитические, арт-терапевтические, телесно-ориентированные упражнения, визуализации, при необходимости оказывается индивидуальная терапия.

Для участия в тренинге понадобятся собственные детские фотографии, удобная одежда и настрой на серьезную душевную работу.

Продолжительность – 2 дня.

Ведущий: кандидат психологических наук Карнацкая Лариса Анатольевна.

Модуль 4. ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ

ЦЕЛЬ ТРЕНИНГА:

  • ПОВЫШЕНИЕ уровня профессиональной компетенции в области применения психологических методов и приемов в области личностного саморазвития.

Программа тренинга предусматривает:

  • ЗНАКОМСТВО с работой в области личностного саморазвития
  • ОВЛАДЕНИЕ навыками анализа мотивации и целеполагания
  • ВЫБОР актуального направления саморазвития
  • АНАЛИЗ мотивационных стратегий личности
  • ОСОЗНАНИЕ основных приемов целеполагания
  • ПОНИМАНИЕ причин замедления и «пробуксовывания» саморазвития с целью их преодоления
  • ПОВЫШЕНИЕ стремления к работе над собой
  • ПРИОБРЕТЕНИЕ профессиональной компетенции в области основ технологии саморазвития

Результаты обучения

Участники получат:

  • теоретические знания о подходах, методах и техниках саморазвития;
  • практические навыки анализа собственных стратегий саморазвития;
  • навыки работы с мотивированием и целеполаганием;
  • расширение собственных стратегий саморазвития;
  • отработку приемов саморазвития.

Продолжительность – 2 дня.

Ведущий: кандидат психологических наук Трушкова Светлана Викторовна.

Модуль 5. ТРЕНИНГ ПО ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Как единое и неделимое целое рассматривают сознание и тело системы телесно-ориентированной психотерапии. Телесно-ориентированные или двигательные психотехники  – это один из методов психотерапии, психокоррекции, групповых психотренингов и индивидуальной практической работы.

Телесно-ориентированные психотехники смогут быть полезны при эмоциональных и интеллектуальных затруднениях. Работа с телом и чувствами может способствовать выходу из кризиса, тупика, улучшению взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Часто такие техники используются в синтезе с другими методами психологической практики для личностного роста, решения конкретных, жизненных проблем, снятия соматизаций – определенных телесных симптомов.

ЭТО СИСТЕМЫ:

  • По рассасыванию так называемого «характерного панциря», выражающегося в теле в виде мышечной ригидности или мускульного «панциря» (В.Райх)
  • По восстановлению естественной грации и свободы движений (М.Фильденкрайз)
  • Чувственного осознавания процесса возврата к конгруэнтности (соответствию) между телом и чувствами, способности, которой мы располагали, будучи детьми, но утеряли во время формального обучения (Селивер и Брукс)

Большинство упражнений имеют медитативную ориентацию и по мере развития внутреннего покоя телесное напряжение уменьшается, усиливается восприимчивость к внутренним и внешним процессам. Это то, что ведет к пробуждению интимности и доверия, естественности и спонтанности. В зависимости от запроса конкретной группы, от степени ее «проработанности» и внутреннего доверия тренинг ориентирован на несколько этапов.

ТРЕНИНГ ПОМОГАЕТ УЧАСТНИКАМ ГРУППЫ

  • ОЖИВИТЬ базовые чувства и ощущения, развить телесную компетентность – способность естественно держать себя, создавать комфорт своему телу в разных условиях;
  • УМЕТЬ дарить прикосновения, объятия и принимать их, легко двигаться, проработать четыре базовых проблемы;
  • ПРОИЗВЕСТИ глубинные личностные изменения через отреагирование давних психических травм, что способствует высвобождению жизненной либидозной энергии, обогащению личной жизни.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТРЕНИНГА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ КАК  БУДУЩИХ  ПРОФЕССИОНАЛОВ:

  • Подъем жизненной активности;
  • Уверенность в себе;
  • Естественность и спонтанность;
  • Принятие собственного тела;
  • Умение слышать голос тела.
  • ПОСТАНОВКА НАВЫКА РАБОТЫ С КЛИЕНТАМИ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  • МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕЛЕСНЫХ ПРАКТИК

Продолжительность – 2 дня.

Ведущий: кандидат психологических наук Карнацкая Лариса Анатольевна.

Модуль 6.  ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ТРЕНИНГ

ЦЕЛЬ ТРЕНИНГА:

  • РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЕДЕНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ТРЕНИНГА.

Программа тренинга предусматривает:

  • ПОЛУЧЕНИЕ ЗНАНИЙ о планировании и организации тренинга, его основных этапах, способах организации групповой работы,

взаимодействии тренера и группы в процессе  тренинга;

  • ОВЛАДЕНИЕ навыками проведения отдельных фрагментов тренинга;
  • АНАЛИЗ групповой работы с целью выделения специфики группы и выбора способов воздействия
  • ОСОЗНАНИЕ основных приемов взаимодействия с группой
  • ПОНИМАНИЕ технологий гуманистически ориентированного тренинга
  • ПОВЫШЕНИЕ компетентности работы с группой
  • ПРИОБРЕТЕНИЕ профессиональной компетенции в области планирования, организации и проведения гуманистически ориентированного тренинга

Результаты обучения

Участники получат:

  • теоретические знания о планировании, организации и проведении тренинга;
  • практические навыки анализа групповой работы и выбора стратегий взаимодействия с группой;
  • навыков планирования программ тренинга;
  • расширение тренерских навыков работы с группой;
  • возможность отработки элементов тренинга в качестве тренера;
  • навыки группового взаимодействия при проведении гуманистически ориентированного тренинга.

Продолжительность – 2 дня.

Ведущий: кандидат психологических наук Трушкова Светлана Викторовна.

Модуль 7. ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА В АСПЕКТЕ РОДЖЕРИАНСКИХ ГРУПП

ЦЕЛЬ ТРЕНИНГА:

  • Познакомить участников группы с классикой роджерианских групп и осуществить переход от «психологической игры» к «психологической реальности».

Работа  тренинга строится по трем взаимосвязанным направлениям:

  • развитие самосознания (коррекция самоотношения и самооценки на основе самопознания в ситуации поступка);
  • повышение компетентности в общении (познание других, рефлексия в условиях предоставления грамотной обратной связи,

«вращение социального смысла»);

  • развитие восприимчивости к групповым процессам (алгоритмизированное наблюдение за жизнью группы, рефлексия этапов работы, шеринг).

В качестве теоретических и методических оснований ведущим используются основы Роджерианского тренинга.

Основное содержание групповой работы определяется реальными ситуациями и отношениями, возникающими непосредственно в ходе тренинга.

В ходе группового психологического тренинга участники проходят следующие содержательные блоки:

  • Мотивационный, погружающий в особую реальность психологической группы (выбор оптимального напряжения, определение ожиданий каждого участника, высказывание актуальных чувств, принятие групповых норм), возможно использование психотехник;
  • Приобретение опыта проживания в группе, формирование доверия и чувства безопасности – подготовительный этап для «личностного выхода» (в основном, психотехнические упражнения на чувственное сознавание с постепенным выходом на реальные групповые чувства и отношения «здесь и сейчас»; для перехода от «психологической игры» к «психологической реальности»);
  • «Личностный выход» с последующей интеграцией личности в группе (обнаружение личностных черт, которые непросто предъявить самому себе, подавленных качеств, негативно пережитых или психологически не пережитых событий прошлого, актуальных конфликтов, проблем в общении и деятельности). Работа с личностными качествами, ценностями;
  • «Межличностный выход» – новый уровень группового развития в условиях максимальной интеграции каждого участника тренинга в группе, обретение опыта развития в условиях психологической группы, обеспечивающей безусловное принятие; возможно, организация взаимодействия, дискуссии на значимые для участников темы, творческое самовыражение;
  • Заключительный блок – структурирование каждым полученного опыта, обратная связь группы каждому участнику, психотехники завершения групповой работы («последний круг» и др.).

В конце работы проводится методический анализ для участников группы  по трем аспектам: действия участников, динамика развития группы, действия ведущего группы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТРЕНИНГА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ КАК БУДУЩИХ  ПРОФЕССИОНАЛОВ:

  • участники тренинга получают основы технологии группового процесса групп личностного роста Роджерианского направления.

Продолжительность – 2 дня.

Ведущий: кандидат психологических наук Карнацкая Лариса Анатольевна.