Факультет практической психологии МСПИ
"В обхождении с одним человеком в нынешнее время надо больше искусства, чем некогда c целым народом."
Бальтасар Грасиан
Главная / Обучение / Итоговая аттестация выпускника / Вопросы к итоговой аттестации

Вопросы к итоговой аттестации

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ВЫПУСКНОМУ КВАЛИФИКАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ

 

Примерные вопросы к Государственному экзамену по психологии
для БАКАЛАВРИАТА

  1. Общая характеристика психологии как науки, ее место в системе научного познания. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.
  2. Психика как субъективный образ объективного мира. Критерии психического отражения. Основные стадии развития психики животных. А.Н.Леонтьев о филогенетических предпосылках возникновения психики.
  3. Сознание как предмет психологии. Модели сознания и его свойства в структурном (В.Вундт) и функциональном (У.Джеймс) подходах. Гипотеза А.Н.Леонтьева о происхождении сознания. Структура сознания по А.Н.Леонтьеву. Принцип единства сознания и деятельности.
  4. Поведение как предмет психологии. Проблема объективного метода в психологии. Исследования в бихевиоризме и необихевиоризме.
  5. Основные положения культурно – исторической теории Л.С.Выготского.
  6. Понятие “высшие психические функции”. Их свойства и строение. Закон развития ВПФ.
  7. Ощущение и восприятие. Их виды, свойства. Общее представление о двойственной природе перцептивного образа. Восприятие пространства, времени, движения.
  8. Внимание, его виды и свойства. Особенности развития внимания в онтогенезе.
  9. Память. Процессы памяти. Классификация видов памяти, их характеристика. Основные направления исследований. Социальная природа памяти человека.
  10. Мышление. Мышление и интеллект. Формы и виды мышления. Мыслительные операции. Операциональная теория интеллекта Ж.Пиаже. Концепция поэтапного планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.
  11. Речь, ее виды и функции. Внутренняя речь. Л.С.Выготский о развитии мышления и речи. Различия во взглядах Л.С.Выготского и Ж.Пиаже.
  12. Воображение. Виды и формы воображения. Развитие воображение в онтогенезе. Роль воображения в жизни и деятельности человека.
  13. Эмоции и чувства. Функции эмоций. Возможные основания для классификации эмоций. Теории эмоций. Эмоциональные состояния: настроение, страсть, фрустрация, тревога, стресс, аффект, эмпатия.
  14. Воля. Функции воли. Особенности волевых действий. Структура волевого акта. Волевое усилие как механизм волевой регуляции.
  15. Способности. Общие и специальные способности. Интеллект как общая способность. Задатки и способности. Уровни развития способностей. Качественное своеобразие человеческих способностей.
  16. Темперамент как формально-динамическая характеристика деятельности. Основные направления в объяснении темперамента. Свойства темперамента. Понятие индивидуального стиля деятельности.
  17. Характер и его формирование. Характер и темперамент. Характер и личность. Акцентуации характера и психопатия. Основные подходы к типологии индивидуальности.
  18. Потребность и мотив. Общая классификация потребностей. Проблема базовых потребностей человека. Иерархия потребностей А.Маслоу.
  19. Общее понятие о мотивации. Мотив и мотивация. Виды мотивации. Классификация мотивов А.Н.Леонтьева. Отечественная психология о развитии мотивационной сферы и развитии личности.
  20. Деятельность. Основные содержательные характеристики деятельности. Структура и психологический анализ уровней деятельности А.Н.Леонтьева.
  21. Методы психологии. Понятия “метод” и “методика”. Отечественные классификации методов психологии.
  22. Личность. Структурные и функциональные модели личности. Зарубежные и отечественные теории личности.
  23. Понятия “индивид”, “личность”, “субъект”, “индивидуальность”. Их содержание. Органические предпосылки развития индивидуальности.
  24. Самосознание. Его возникновение. Уровни развития самосознания. Самосознание и “Я-концепция”. Структура “Я-концепции”. Определение самооценки.
  25. Л.С.Выготский о проблеме периодизаций психического развития. Отечественные и зарубежные периодизации.
  26. Понятия “социальная ситуация развития” и “зона ближайшего развития”. Значение этих понятий для психологии и педагогики. Кризисы в психическом развитии.
  27. Психологические особенности детей младенческого возраста.
  28. Психологические особенности ребенка раннего возраста.
  29. Психологические особенности детей дошкольного возраста.
  30. Психологические особенности детей младшего щкольного возраста.
  31. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста.
  32. Общепсихологическая характеристика зрелых возрастов.
  33. Предмет и задачи социальной психологии. Первые социально-психологические теории.
  34. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная составляющие общения.
  35. Конфликтное взаимодействие. Структура и динамика конфликта. Способы разрешения конфликта.
  36. Проблема группы в социальной психологии. Классификации групп. Характеристика больших социальных групп.
  37. Виды толпы. Свойства толпы. Способы воздействия на неорганизованные стихийные группы.
  38. Психология малой группы. Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Основные направления исследования малых групп.
  39. Принятие группового решения. Феномен группового давления. Исследования подчинения авторитету.
  40. Психология межгрупповых отношений. Межгрупповое взаимодействие.
  41. Социальная установка: понятие, структура, функции. Аттитюд и поведение.
  42. Исследование стереотипов в социальной психологии. Функции социальных стереотипов. Механизм стереотипизации.
  43. Исследования лидерства в социальной психологии. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства.
  44. Социальная идентичность личности. Составляющие социальной идентичности. Социальные роли и их изучение. Ролевой конфликт.
  45. Общая характеристика методов социально-психологического исследования. Обработка данных социально-психологического исследования.
  46. Психология массовых коммуникаций. Виды массовых коммуникаций.
  47. Определение и общая характеристика клинической психологии как науки: предмет, объект, методы. Практические задачи клинической психологии. Принципы клинико-психологического обследования.
  48. Категория “норма” в клинической психологии.
  49. Синдром, симптом и фактор в клинической психологии. Примеры классификаций симптомов и синдромов.
  50. Классификации нарушений развития с позиций разных подходов (клинико-педагогического, патопсихологического и нейропсихологического).

Примерные вопросы к Государственному экзамену по психологии
для СПЕЦИАЛИТЕТА (общие для всех видов специализации)

  1. Общая характеристика психологии как науки, ее место в системе научного познания. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.
  2. Психика как субъективный образ объективного мира. Критерии психического отражения. Основные стадии развития психики животных. А.Н.Леонтьев о филогенетических предпосылках возникновения психики.
  3. Сознание как предмет психологии. Модели сознания и его свойства в структурном (В.Вундт) и функциональном (У.Джеймс) подходах. Гипотеза А.Н.Леонтьева о происхождении сознания. Структура сознания по А.Н.Леонтьеву. Принцип единства сознания и деятельности.
  4. Поведение как предмет психологии. Проблема объективного метода в психологии. Исследования в бихевиоризме и необихевиоризме.
  5. Основные положения культурно – исторической теории Л.С.Выготского.
  6. Понятие “высшие психические функции”. Их свойства и строение. Закон развития ВПФ.
  7. Ощущение и восприятие. Их виды, свойства. Общее представление о двойственной природе перцептивного образа. Восприятие пространства, времени, движения.
  8. Внимание, его виды и свойства. Особенности развития внимания в онтогенезе.
  9. Память. Процессы памяти. Классификация видов памяти, их характеристика. Основные направления исследований. Социальная природа памяти человека.
  10. Мышление. Мышление и интеллект. Формы и виды мышления, Мыслительные операции. Операциональная теория интеллекта Ж.Пиаже. Концепция поэтапного планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.
  11. Речь, ее виды и функции. Внутренняя речь. Л.С.Выготский о развитии мышления и речи. Различия во взглядах Л.С.Выготского и Ж.Пиаже.
  12. Воображение. Виды и формы воображения. Развитие воображение в онтогенезе. Роль воображения в жизни и деятельности человека.
  13. Эмоции и чувства. Функции эмоций. Возможные основания для классификации эмоций. Теории эмоций. Эмоциональные состояния: настроение, страсть, фрустрация, тревога, стресс, аффект, эмпатия.
  14. Воля. Функции воли. Особенности волевых действий. Структура волевого акта. Волевое усилие как механизм волевой регуляции.
  15. Способности. Общие и специальные способности. Интеллект как общая способность. Задатки и способности. Уровни развития способностей. Качественное своеобразие человеческих способностей.
  16. Темперамент как формально-динамическая характеристика деятельности. Основные направления в объяснении темперамента. Свойства темперамента. Понятие индивидуального стиля деятельности.
  17. Характер и его формирование. Характер и темперамент. Характер и личность. Акцентуации характера и психопатия. Основные подходы к типологии индивидуальности.
  18. Потребность и мотив. Общая классификация потребностей. Проблема базовых потребностей человека. Иерархия потребностей А.Маслоу.
  19. Общее понятие о мотивации. Мотив и мотивация. Виды мотивации. Классификация мотивов А.Н.Леонтьева. Отечественная психология о развитии мотивационной сферы и развитии личности.
  20. Деятельность. Основные содержательные характеристики деятельности. Структура и психологический анализ уровней деятельности А.Н.Леонтьева.
  21. Методы психологии. Понятия “метод” и “методика”. Отечественные классификации методов психологии.
  22. Личность. Структурные и функциональные модели личности. Зарубежные и отечественные теории личности.
  23. Понятия “индивид”, “личность”, “субъект”, “индивидуальность”. Их содержание. Органические предпосылки развития индивидуальности.
  24. Самосознание. Его возникновение. Уровни развития самосознания. Самосознание и “Я-концепция”. Структура “Я-концепции”. Определение самооценки.
  25. Л.С.Выготский о проблеме периодизаций психического развития. Отечественные и зарубежные периодизации.
  26. Понятия “социальная ситуация развития” и “зона ближайшего развития”. Значение этих понятий для психологии и педагогики. Кризисы в психическом развитии.
  27. Психологические особенности детей младенческого возраста.
  28. Психологические особенности ребенка раннего возраста.
  29. Психологические особенности детей дошкольного возраста.
  30. Психологические особенности детей младшего щкольного возраста.
  31. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста.
  32. Общепсихологическая характеристика зрелых возрастов.
  33. Предмет и задачи социальной психологии. Становление взглядов на предмет социальной психологии.
  34. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная составляющие общения. Функции общения.
  35. Конфликтное взаимодействие. Структура и динамика конфликта. Способы разрешения конфликта.
  36. Проблема группы в социальной психологии. Классификации групп. Характеристика больших социальных групп.
  37. Виды толпы. Свойства толпы. Способы воздействия на неорганизованные стихийные группы.
  38. Психология малой группы. Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Основные направления исследования малых групп.
  39. Принятие группового решения. Феномен группового давления. Подчинение авторитету.
  40. Психология межгрупповых отношений: основные подходы к изучению и результаты исследований.
  41. Социальная установка: понятие, структура, функции. Аттитюд и поведение.
  42. Исследование стереотипов в социальной психологии. Функции социальных стереотипов. Механизм стереотипизации. Социально-психологическая характеристика гендерных, возрастных и этнических групп.
  43. Исследования лидерства в социальной психологии. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства.
  44. Социальная идентичность личности. Составляющие социальной идентичности. Социальные роли и их изучение. Ролевой конфликт.
  45. Общая характеристика методов социально-психологического исследования. Обработка данных социально-психологического исследования.
  46. Психология массовых коммуникаций. Структура и механизм PR-деятельности.
  47. Определение и общая характеристика клинической психологии как науки: предмет, объект, методы. Практические задачи клинической психологии. Принципы клинико-психологического обследования.
  48. Категория “норма” в клинической психологии.
  49. Синдром, симптом и фактор в клинической психологии. Примеры классификаций симптомов и синдромов.
  50. Классификации нарушений развития с позиций разных подходов (клинико-педагогического, патопсихологического, нейропсихологического).
  51. Основные методы обучения психологии.
  52. Лекционные, практические и семинарские занятия в процессе преподавания психологии: цели, функции, типы, методика подготовки и проведения занятий.
  53. Методика организации и управления учебной дискуссией в процессе преподавания психологии. Формирование готовности студентов к исследовательской работе в процессе преподавания психологии.
  54. Принципы и методы проектирования учебно-воспитательных ситуаций в вузе.
  55. Типология учебных задач в процессе преподавания психологии. Оценка результатов учебной деятельности студентов. Формы и методы контроля. Типология ошибок Д.Толлингеровой.

Вопросы к Государственному экзамену по специализации “Социальная психология»

  1. Методология научного исследования в социальной психологии.
  2. Общая характеристика методов сбора данных в социально-психологическом исследовании.
  3. Общая характеристика качественных методов социально-психологического исследования.
  4. Характеристика метода наблюдения. Виды наблюдения в социально-психологическом исследовании и сферы его применения. Отличие научного наблюдения от житейского.
  5. Характеристика метода опроса. Особенности проведения интервью и анкетирования. Этапы разработки анкеты.
  6. Характеристика методов анализа документов в социально-психологическом исследовании. Биографический метод и метод контент-анализа. Общая характеристика, технологии применения.
  7. Барьеры непонимания и способы их преодоления.
  8. Теория каузальной атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции.
  9. Виды атрибуции. Атрибутивные ошибки.
  10. Механизмы межличностного восприятия.
  11. Эффекты межличностного восприятия.
  12. Основные направления исследования малых групп.
  13. Феномен группового давления. Основные результаты и критический анализ исследований С.Аша и Р.Кратчфилда.
  14. Межгрупповые отношения. Особенности межгруппового восприятия. Феномены ингруппового фаворитизма и аутгрупповой агрессии.
  15. Исследование стереотипов в социальной психологии. Функции социальных стереотипов. Механизмы стереотипизации.
  16. Социально-психологическая характеристика этнических групп.
  17. Социально-психологическая характеристика гендерных и возрастных групп.
  18. Толпа как стихийная группа. Виды и свойства толпы. Приемы воздействия на толпу.
  19. Исследования лидерства в социальной психологии. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства.
  20. Социальная идентичность личности. Составляющие социальной идентичности.
  21. Подчинению авторитету. Исследование Ст. Милграма.
  22. Социальные роли и их изучение в социальной психологии. Ролевой конфликт.
  23. Стенфордский тюремный эксперимент Ф.Зимбардо.
  24. Исследование группового принятия решения. Феномены групповой нормализации, групповой поляризации, сдвига к риску и группомыслия.
  25. Понятие и содержание процесса социализации.
  26. Социальная установка: понятие, структура, функции.

Вопросы к Государственному экзамену по специализации

“Психология развития, возрастная психология”

  1. Раннее младенчество. Общая характеристика.
  2. Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка.
  3. Условия возникновения потребности в общении у младенца. Развитие средств общения.
  4. Развитие речи в раннем возрасте.
  5. Особенности развития предметных действий в раннем возрасте.
  6. Развитие психических процессов в раннем возрасте.
  7. Кризис 3-х лет. Личностные новообразования раннего возраста.
  8. Сюжетно – ролевая игра, ее значение для психического развития дошкольника.
  9. Генезис сюжетно – ролевой игры. Уровни развития.
  10. Познавательное развитие дошкольника.
  11. Развитие личности дошкольника.
  12. Психологическая готовность к школе.
  13. Структура и генезис учебной деятельности.
  14. Мотивация учения. Условия ее формирования.
  15. Новообразования младшего школьного возраста.
  16. Проблема подросткового кризиса.

Вопросы к Государственному экзамену по специализации “Психологическое консультирование”

  1. Определение психологического консультирования и психотерапии.
  2. Специфика психологического консультирования в сравнении с психотерапией.
  3. Симптоматическая и патогенетическая психотерапия.
  4. Универсальные цели психологического консультирования.
  5. Функции теорий психологического консультирования. Значение теоретических знаний для психолога – консультанта.
  6. Теории психологического консультирования как языки.
  7. Основные направления психологического консультирования.
  8. Теоретическая основа психоаналитического консультирования. Метод свободных ассоциаций.
  9. Теоретическая основа и техники поведенческого консультирования.
  10. Теоретическая основа и техники когнитивного консультирования.
  11. Основные понятия когнитивного консультирования и его этапы.
  12. Консультирование, центрированное на клиенте. К. Роджерс о необходимых условиях психотерапевтического процесса.
  13. Третья Венская школа психотерапии. Экзистенциальный вакуум и массовая невротическая триада.
  14. Структура процесса консультирования (эклектическая модель).
  15. Требования к личности консультанта.
  16. Роль ценностей консультанта в процессе консультирования.
  17. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. Синдром “сгорания” и его профилактика.
  18. Причины отказа в консультировании.
  19. Определение консультативного контакта и его параметры.
  20. Физические компоненты терапевтического климата. Структурирование консультативного времени и пространства.
  21. Эмоциональные компоненты психотерапевтического климата. Значение невербальных сообщений в консультировании.
  22. Перенос и контрперенос в консультировании, их причины.
  23. Отношение к постановке диагноза и тестированию в консультировании. Принцип границ в профессиональной компетенции в психодиагностике.
  24. Виды интерпретации в консультировании, техника интерпретации.
  25. Обстоятельства конфронтации в консультировании, техника конфронтации.
  26. Основные заповеди консультанта.
  27. Специфика групповой психотерапии. Фазы развития психотерапевтической группы.
  28. Направленности группового сеанса и социальные роли группового терапевта.
  29. Организация терапевтических групп. Закрытые и открытые группы.
  30. Факторы эффективности индивидуального и группового консультирования. “Окно Джогари”.

Вопросы к Государственному экзамену по специализации “Педагогическая психология”

  1. Происхождение, природа и пути формирования самостоятельности. Диагностика самостоятельности личности. Самостоятельность и саморазвитие личности.
  2. Анализ структуры учебной деятельности. Учебная деятельность и проблема понимания учебного материала.
  3. Типология мотивации учения и методы ее диагностики. Оценка и коррекция мотивации учения. Способности и их развитие в онтогенезе. Природа способностей и методы ее исследования.
  4. Продуктивное мышление и его развитие в обучении.
  5. Типы учения в истории общества.
  6. Развитие личности в условиях компьютерного обучения.
  7. Психологические различия стратегий традиционного и инновационного образования.
  8. Специфические проблемы обучения взрослых. Проблема готовности к обучению.
  9. Обучение и развитие. Условия развивающего обучения.
  10. Способ организации ориентировочной деятельности учащегося в процессе обучения, его значение для успешных результатов.
  11. Содержание дидактических принципов с позиций деятельностного подхода.
  12. Развитие познавательной сферы человека в онтогенезе

Вопросы к Государственному экзамену по специализации “Специальная психология”

  1. Общепсихологические и философские принципы в контексте специальной психологии.
  2. Концептуальные источники специальной психологии и ключевые термины концептуальных работ.
  3. Сущность метода обучающего эксперимента, его применение и его значение в специальной психологии.
  4. Специфика методов воздействия в специальной психологии.
  5. Теоретическое и практическое значение специальной психологии.
  6. Современные подходы к классификации атипий развития. Общее и различное в трактовке базовых понятий.
  7. Общие и специфические закономерности атипичного развития.
  8. Основные типы нарушения мышления у детей с атипией развития.
  9. Особенности развития речи при отклонениях развития.
  10. Психологическая реальность ребенка с проблемами в развитии.
  11. Психологические проблемы детей с отклонениями развития и основные направления их решения.
  12. Структура психологического изучения детей с атипией развития.
  13. Система изучения мышления детей с атипией развития и способы оценки результатов.
  14. Система изучения речи детей с атипией развития и способы оценки результатов.
  15. Организация помощи детям с атипией развития на современном этапе.
  16. Комплексная медико-психолого-педегогическая диагностика и консультация детей с атипией развития как реализация принципа комплексного подхода.
  17. Потенциальные возможности детей с атипией развития.

Вопросы к Государственному экзамену по специализации “Клиническая психология”

  1. История развития представлений о мозговой организации психических функций в долуриевский период.
  2. Теория системной динамической локализации ВПФ Л.С. Выготского – А.Р. Лурия: основные понятия и положения.
  3. Учение А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга.
  4. Структура и содержание нейропсихологической диагностики.
  5. Классификации нейропсихологических факторов.
  6. Классификации синдромов, изучаемых в клинической нейропсихологии.
  7. Нейропсихологический анализ нарушений восприятия.
  8. Нейропсихологический анализ нарушений внимания.
  9. Нейропсихологический анализ нарушений памяти.
  10. Нейропсихологический анализ нарушений произвольных движений и действий.
  11. Нейропсихологический анализ нарушений речи.
  12. Нейропсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы.
  13. Нейропсихологический подход к изучению онтогенеза психики: понятия, положения, закономерности.
  14. Межполушарная асимметрия и ее доказательства.
  15. Проблема межполушарного взаимодействия. Синдром расщепленного мозга.
  16. Принципы патопсихологического обследования и структура заключения.
  17. Основные методы и методики патопсихологической диагностики.
  18. Варианты классификации патопсихологических синдромов.
  19. Патопсихологический анализ нарушений сознания.
  20. Патопсихологический анализ нарушений внимания и умственной работоспособности.
  21. Патопсихологический анализ нарушений памяти.
  22. Патопсихологический анализ нарушений мышления.
  23. Патопсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы.
  24. История становления и основные проблемы психологии аномального развития.
  25. Основные подходы к классификации нарушений психического развития в детском возрасте.
  26. Методы психологии аномального развития.
  27. Гетерохрония психического развития в детском возрасте, понятия сензитивного периода и возрастного симптома.
  28. Характеристика и сравнительный анализ синдромов ретардации по В.В. Лебединскому.
  29. Характеристика и сравнительный анализ синдромов асинхронии по В.В. Лебединскому.
  30. Характеристика и сравнительный анализ синдромов повреждения по В.В. Лебединскому.
  31. Психосоматика и психология телесности. Психосоматические явления в норме и патологии.
  32. Основные зарубежные концепции психосоматики: сравнительный анализ.
  33. История становления отечественной психосоматики. Современные исследования в этой области.
  34. Внутренняя картина болезни как субъективное отражение болезни в психической сфере больного.
  35. Психосоматическое развитие ребенка.
  36. Методы и методики психологической диагностики лиц с соматическими заболеваниями.

Вопросы к Государственному экзамену по специализации
“Психология управления и кадрового менеджмента”

  1. Содержание и особенности управленческой деятельности.
  2. Функции управления и их характеристики.
  3. Психологическая характеристика процессов управления.
  4. Мотивация труда и особенности стимулирования в организации.
  5. Принципы и психологические характеристики совместной деятельности в организации.
  6. Психологические особенности планирования и контроля деятельности сотрудников в организации.
  7. Содержание, структура и закономерности принятия управленческих решений.
  8. Психологические характеристики организации как социального объекта.
  9. Закономерности функционирования трудового коллектива как социальной группы.
  10. Особенности межличностных отношений сотрудников в условиях организации.
  11. Психологические закономерности делового общения.
  12. Конфликт в организации как объект психологического исследования.
  13. Межличностные конфликты в условиях организации и пути их преодоления.
  14. Корпоративная культура как объект психологического исследования.
  15. Индивидуально-личностные особенности бизнесменов и имиджмейкерство.
  16. Предпринимательство как объект психологического исследования.
  17. Психологические закономерности и механизмы рекламы.
  18. PR или связь с общественностью как объект психологического исследования.
  19. Психологические основы использования средств массовой коммуникации в процессе управленческой деятельности.
  20. Психологические аспекты маркетинга.
  21. Направления управленческого консультирования.
  22. Направления и средства работы с персоналом в организации.
  23. Проблемы организации кадровой службы кадровых агентств.
  24. Особенности психологического консультирования, коррекционной работы и психотерапии в организации.
  25. Удовлетворенность трудом и лояльность сотрудников как факторы эффективности организации.

Вопросы к Государственному экзамену по специализации
“Практическая психология”

  1. Практическая психология как отрасль психологической науки. Понятие о психологической информации и способах ее получения.
  2. Модель профессиональной деятельности практического психолога.
  3. Понятие о социальном заказе на работу практического психолога.
  4. Понятие о психологической задаче и психологической помощи.
  5. Методологические основы решения психологических задач.
  6. Психодиагностика как направление практической психологии. Методологические основы получения психодиагностических данных
  7. Получение психологической информации в работе психодиагноста.
  8. Особенности использования психодиагностических данных при оказании психологической помощи.
  9. Проблемы применения данных психодиагностики в педагогической и социальной практике.
  10. Критерии эффективности практической работы психодиагноста.
  11. Психологическая коррекция как направление практической психологии. Методологические основы организации психологической коррекции.
  12. Особенности получения психологической информации для организации психологической коррекции.
  13. Особенности использования психологической информации для организации психологической коррекции.
  14. Проблемы эффективности психологической коррекции в работе практического психолога.
  15. Психологическое консультирование как направление практической психологии. Методологические основы психологического консультирования.
  16. Интервью как основной метод психологического консультирования.
  17. Индивидуальное консультирование.
  18. Групповая работа психолога.
  19. Психотерапия как направление практической психологии. Психотерапия как профессия психолога.
  20. Основные методы психотерапевтического воздействия.
  21. Особенности взаимодействия психолога и клиента в индивидуальной психотерапии.
  22. Групповая психотерапия.
  23. Проблема эффективности психотерапевтической и консультативной работы практического психолога.

Вопросы к Государственному экзамену по специализации
“ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И АРТ-ТЕРАПИЯ”

  1. Арт-терапия: основные направления психологической деятельности.
  2. Цели и задачи арт-терапевтической практики в психологическом консультировании.
  3. Психологические механизмы изобразительного творчества.
  4. Проективное тестирование: диагностика индивидуально-личностных особенностей респондента на основе анализа формальных и содержательных признаков художественного образа.
  5. Маскотерапия. Маска как психологическая защита.
  6. Психодрама: критерии оценки результатов психодраматической работы.
  7. Содержание и особенности использования интерактивного театрального действия в психологической практике.
  8. Природа голосового звучания, психологические аспекты звукообразования.
  9. Сущность трансгрессивного подхода в голосовой психотерапии.
  10. Особенности использования приемов арт-терапии в работе с детьми и подростками

 

Примерные вопросы к итоговому экзамену по психологии
для студентов выпускного курса программы профессиональной переподготовки
«Трансмодальное субъектное консультирование»

 

Общие вопросы

  1. Общая характеристика психологии как науки, ее место в системе научного познания. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.
  2. Психика как субъективный образ объективного мира. Критерии психического отражения. Основные стадии развития психики животных. А.Н.Леонтьев о филогенетических предпосылках возникновения психики.
  3. Сознание как предмет психологии. Модели сознания и его свойства в структурном (В.Вундт) и функциональном (У.Джеймс) подходах. Гипотеза А.Н.Леонтьева о происхождении сознания. Структура сознания по А.Н.Леонтьеву. Принцип единства сознания и деятельности.
  4. Поведение как предмет психологии. Проблема объективного метода в психологии. Исследования в бихевиоризме и необихевиоризме.
  5. Основные положения культурно – исторической теории Л.С.Выготского.
  6. Мышление. Мышление и интеллект. Формы и виды мышления. Мыслительные операции. Операциональная теория интеллекта Ж.Пиаже. Концепция поэтапного планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.
  7. Речь, ее виды и функции. Внутренняя речь. Л.С.Выготский о развитии мышления и речи. Различия во взглядах Л.С.Выготского и Ж.Пиаже.
  8. Воображение. Виды и формы воображения. Развитие воображение в онтогенезе. Роль воображения в жизни и деятельности человека.
  9. Эмоции и чувства. Функции эмоций. Возможные основания для классификации эмоций. Теории эмоций. Эмоциональные состояния: настроение, страсть, фрустрация, тревога, стресс, аффект, эмпатия.
  10. Темперамент как формально-динамическая характеристика деятельности. Основные направления в объяснении темперамента. Свойства темперамента. Понятие индивидуального стиля деятельности.
  11. Характер и его формирование. Характер и темперамент. Характер и личность. Акцентуации характера и психопатия. Основные подходы к типологии индивидуальности.
  12. Потребность и мотив. Общая классификация потребностей. Проблема базовых потребностей человека. Иерархия потребностей А.Маслоу.
  13. Общее понятие о мотивации. Мотив и мотивация. Виды мотивации. Классификация мотивов А.Н.Леонтьева. Отечественная психология о развитии мотивационной сферы и развитии личности.
  14. Деятельность. Основные содержательные характеристики деятельности. Структура и психологический анализ уровней деятельности А.Н.Леонтьева.
  15. Методы психологии. Понятия “метод” и “методика”. Отечественные классификации методов психологии.
  16. Личность. Структурные и функциональные модели личности. Зарубежные и отечественные теории личности.
  17. Самосознание. Его возникновение. Уровни развития самосознания. Самосознание и “Я-концепция”. Структура “Я-концепции”. Определение самооценки.
  18. Понятия “социальная ситуация развития” и “зона ближайшего развития”. Значение этих понятий для психологии и педагогики. Кризисы в психическом развитии.
  19. Общепсихологическая характеристика зрелых возрастов.
  20. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная составляющие общения.
  21. Конфликтное взаимодействие. Структура и динамика конфликта. Способы разрешения конфликта.
  22. Психология малой группы. Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Основные направления исследования малых групп.
  23. Принятие группового решения. Феномен группового давления. Исследования подчинения авторитету.
  24. Психология межгрупповых отношений. Межгрупповое взаимодействие.
  25. Исследования лидерства в социальной психологии. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства.
  26. Социальная идентичность личности. Составляющие социальной идентичности. Социальные роли и их изучение. Ролевой конфликт.
  27. Общая характеристика методов социально-психологического исследования. Обработка данных социально-психологического исследования.
  28. Определение и общая характеристика клинической психологии как науки: предмет, объект, методы. Практические задачи клинической психологии. Принципы клинико-психологического обследования.
  29. Категория “норма” в клинической психологии.
  30. Классификации нарушений развития с позиций разных подходов (клинико-педагогического, патопсихологического и нейропсихологического).

Вопросы по специализации

  1. Методологические основы психологического консультирования
  2. Трансмодальное субъектное консультирование – основные положения, принципы и методы
  3. Проблема как ресурс развития индивидуальных, групповых и общественных субъектов. Многомерность проблемы в трансмодальном субъектном консультировании
  4. Методологические основы холодинамического консультирования “консультант – метод – клиент”.
  5. Холодайны как элементы универсального сознания. Различные подходы   и интерпретации понятия “холодайн” Вернона Вульфа.
  6. Принципы целостно-динамической трансформации, свойства и истоки появления холодайнов
  7. Естественно-научные основы трансмодального субъектного консультирования (феномен резонансной активности и зеркальные нейроны)
  8. Понятие трансуровневый субъект и развитие субъектности
  9. Методологические основы трансмодального субъектного консультирования “консультант – метод – клиент”
  10. Процедуры трансляции, трансформации и трансконфигурации субъектных форм в процессе работы над проблемой в различных практиках психологического консультирования
  11. Коллективное бессознательное и его проявление в работе с исторической и генетической памятью человека. Синдром предков и родового древа, влияние событий родового древа на проблемы человека и групп людей.
  12. Психологические особенности и характеристики иерархических, матричных и сетевых структур в общественных системах.
  13. Трансмодальная теория движущих сил и основных источников развития и саморазвития личности.
  14. Принципы и методы саморазвития: потенциализация по В.Вульфу и самоактуализация по Абрахаму Маслоу.
  15. Три контура управления событийностью в субъектном мире человека
  16. Ризоморфная модель сознания
  17. Скачкообразная коэволюция аттракторов нижнего порядка и формирование аттрактора верхнего порядка в системе “Проблема-Цель”
  18. Шесть уровней развития, трансформация и трансконфигурация поля действия и жизненного пространства холодинамической матрицы
  19. Трансмодальная синхронизация субъектных миров, архусы как операторы ветвления смысловых связей
  20. Трансмодальная субъектная аналитика знаний первого, второго и третьего порядков
  21. Методика индивидуального консультирования (трекинг). Особенности внутреннего диалога
  22. Методика индивидуального консультирования (релив/прелив), составление генограммы
  23. Методики диалога и медиации при решении конфликтных и противоречивых ситуаций (наставники, высший потенциал, позитивное мышление, круглый стол)
  24. Метод психогеографической карты детства и голографической развертки холодайна, направленный на решение проблемы
  25. Метод субъективно-временных срезов переживания прошлого и будущего, направленный на решение проблемы и достижение цели
  26. Метод, нацеленный на поиск и трансформацию имплицитных разрушительных и антагонистических паттернов в генеалогическом древе (“Пылесос” и его разновидности)
  27. Метод   трансмодального сценарного анализа проблемной ситуации (и его разновидности), направленный на достижение цели
  28. Метод нахождения кластера холодайнов по шести уровням развития и разбора сделок рассказа.
  29. Трансмодальный сценарный анализ «Принципы родителей и прародителей»
  30. Трансмодальный сценарный анализ особенностей развития внутреннего мира личности (” Золотая рыбка”)
  31. Метод   конструирования субъективно – психологических реальностей как систем (Кубики реальности).
  32. Особенности НКМ по К.Юнгу и современные аспекты НКМ. Метод трансформации “ негативного комплекса матери “ НКМ.
  33. Метод трансмодального сценарного анализа “Экология цели и результата”
  34. Метод системно-структурного трансмодального анализа, в т.ч. сновидений
  35. Метод выявления и трансформации скрытого смысла и неосознаваемых мотивов проблемы субъекта на основе   анализа абсурдных суждений
  36. Метод управляемого психологического резонанса, направленный на решение проблемы и достижения цели
  37. Метод управляемого психологического резонанса, направленный на трансформацию явной и имплицитной агрессии
  38. Метод “ Микрогруппы “ 12 шагов к Мандале”, выявляющий глубинный, припозициональный холодайн группы
  39. Метод “Холодинамический перекресток”, направленный на поиск и психологическую трансформацию глубинных, разрушительных целостно- динамических паттернов в связи с конкретной проблемой
  40. Метод групповой и индивидуальной психологической трансформации проблемы территорий (обретения нового места жительства, расширения жилой площади и социального пространства).