Факультет практической психологии МСПИ
"В обхождении с одним человеком в нынешнее время надо больше искусства, чем некогда c целым народом."
Бальтасар Грасиан
Главная / Обучение / Итоговая аттестация выпускника / Критерии оценки ответа на гос.экзамене

Критерии оценки ответа на гос.экзамене

Государственный экзамен. Критерии оценки ответа студента

При определении оценки необходимо исходить из следующих критериев:

  • сумма знаний, которыми обладает студент (теоретический компонент – системность знаний, их полнота, достаточность, действенность знаний, прочность, глубина и др. критерии оценки);
  • понимание сущности психических (психологических) явлений и процессов и их взаимозависимостей;
  • умение видеть основные проблемы (теоретические, практические), причины их возникновения;
  • умение теоретически обосновывать возможные пути решения существующих проблем (теории и практики).

Оценка «отлично»

Ответы на поставленные вопросы в билете излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Делаются обоснованные выводы. Демонстрируются глубокие знания базовых нормативно-правовых актов (например, Конституции РФ, Закона РФ о высшем образовании, Положений о Психологической службе, Этического кодекса психологов и пр.). Соблюдаются нормы литературной речи.

Оценка “отлично” предполагает глубокое знание всех курсов психологической теории, понимание всех явлений и процессов в психологии, умение грамотно оперировать психологическими категориями. Ответ студента на каждый вопрос билета должен быть развернутым, уверенным, ни в коем случае не зачитываться дословно, содержать достаточно четкие формулировки, подтверждаться графиками, цифрами или фактическими примерами. Такой ответ должен продемонстрировать знание материала лекций, базового учебника и дополнительной литературы. Оценка “отлично” выставляется только при полных ответах на все основные и дополнительные вопросы.

Оценка 5 (“отлично”) ставится студентам, которые при ответе:

  • обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала;
  • демонстрируют знание современной учебной и научной литературы;
  • способны творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;
  • владеют понятийным аппаратом;
  • демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в билете проблематики;
  • подтверждают теоретические постулаты примерами из психологической практики.

Оценка «хорошо»

Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Материал излагается уверенно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. Соблюдаются нормы литературной речи.

Оценка “хорошо” ставится студенту за правильные ответы на вопросы билета, знание основных характеристик раскрываемых категорий в рамках рекомендованного учебниками и положений, данных на лекциях. Обязательно понимание взаимосвязей между явлениями и процессами, знание основных закономерностей.

Оценка 4 (“хорошо”) ставится студентам, которые при ответе:

  • обнаруживают твёрдое знание программного материала;
  • усвоили основную и наиболее значимую дополнительную литературу;
  • способны применять знание теории к решению задач профессионального характера;
  • допускают отдельные погрешности и неточности при ответе.

Оценка «удовлетворительно»

Допускаются нарушения в последовательности изложения. Демонстрируются поверхностные знания вопроса. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения норм литературной речи.

Оценка 3 (“удовлетворительно”) ставится студентам, которые при ответе:

  • в основном знают программный материал в объёме, необходимом для предстоящей работы по профессии;
  • в целом усвоили основную литературу;
  • допускают существенные погрешности в ответе на вопросы экзаменационного билета.

Оценка “удовлетворительно” предполагает ответ только в рамках лекционного курса, который показывает знание сущности основных категорий психологической науки. Как правило, такой ответ краток, приводимые формулировки являются недостаточно четкими, нечетки, в ответах допускаются неточности. Положительная оценка может быть поставлена при условии понимания студентом сущности основных категорий по рассматриваемому и дополнительным вопросам.

Оценка «неудовлетворительно»

Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний. Имеются заметные нарушения норм литературной речи.

Оценка “неудовлетворительно” предполагает, что студент не разобрался с основными вопросами изученных в процессе обучения курсов, не понимает сущности процессов и явлений, не может ответить на простые вопросы типа “что это такое?” и “почему существует это явление?”. Оценка “неудовлетворительно” ставится также студенту, списавшему ответы на вопросы и читающему эти ответы экзаменатору, не отрываясь от текста, а просьба объяснить или уточнить прочитанный таким образом материал по существу остается без ответа.

Оценка 2 (“неудовлетворительно”) ставится студентам, которые при ответе:

  • обнаруживают значительные пробелы в знаниях основного программного материала;
  • допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы экзаменационного билета;
  • демонстрируют незнание теории и практики психологии.

Оценки объявляются в день проведения экзамена.