Факультет практической психологии МСПИ
"В обхождении с одним человеком в нынешнее время надо больше искусства, чем некогда c целым народом."
Бальтасар Грасиан

Требования по написанию ВКР

Общие требования по написанию ВКР

ВКР состоит из:

  • титульного листа,
  • содержания,
  • введения,
  • основной части, разбиваемой на главы,
  • заключения,
  • списка использованных источников (библиографии),
  • приложений.

Общий объем ВКР должен составлять 50-70 страниц (без учета приложений). Количество источников в библиографии – не менее 50.

Титульный лист оформляется по определенному образцу  и содержит информацию об учебном заведении, в котором выполнена работа, название работы, фамилию студента и научного руководителя, год написания ВКР.

Оглавление представляет собой отдельную страницу, на которой отражены составные части работы и показаны начальные страницы каждой части (Приложение 1).

Во введении дается краткое обоснование обращения к выбранной теме, раскрывается актуальность, теоретическая или практическая значимость ВКР. Актуальность работы обосновывается, с одной стороны, анализом сложившейся ситуации, с другой – отсутствием необходимой научной информации или приемов и методов воздействия с целью разрешения выявленного противоречия. Значимость работы – раскрытие либо теоретического, либо практического аспекта использования, описание того, как могут применяться полученные результаты. Завершает введение изложение программы исследования всей ВКР.

Программа исследования должна включать в себя следующие элементы:

  • объект,
  • предмет,
  • цель,
  • задачи,
  • гипотезу.

В тексте эти элементы должны быть выделены жирным шрифтом.

Объем введения – 2-3 страницы текста.

Первая глава работы представляет собой аналитический обзор литературы по выбранной теме. В некоторых случаях теоретическая часть работы разбивается на две главы. Решение о количестве глав в теоретической части принимается в соответствии с целью исследования. Обзор литературы подразумевает не реферирование, а углубленный анализ и систематизацию имеющихся подходов исследования. Автор должен продемонстрировать свое понимание развития проблемы. Завершать литературный обзор рекомендуется четко сформулированным резюме, содержащим краткие выводы.

Следует обратить особое внимание на цитирование. Рекомендуется использовать один из двух основных способов ссылок.

  • через указание в круглых скобках фамилии автора и года издания работы (в случае двух соавторов – указываются оба автора, в случае большего числа соавторов – фамилия первого автора и обозначение «и др.»);
  • через указание в квадратных скобках номера источника в списке литературы.

В квалификационных работах более распространен первый вариант оформления ссылок.
Фамилии редко цитируемых зарубежных авторов желательно приводить дважды – как в русской транскрипции, так и на языке оригинала.

Возможные способы цитирования:

  1. Прямое цитирование, в этом случае в кавычках дословно повторяется текст из соответствующего источника (в ссылке на источник в этом случае через точку с запятой требуется указать страницу, на которой начинается взятая цитата);
  2. Косвенное цитирование, когда одна или несколько мыслей, возможно из разных мест цитируемого источника излагаются автором своими словами, но близко к оригинальному тексту.

В соответствии с этикой научного изложения, необходимо строго следить за правильностью цитирования и соответствием ссылок на источники, разделять упоминаемые в работе результаты (идеи, гипотезы и т.п.) разных авторов и, соответственно, отдельно ссылаться на них. Способ, форма изложения материала должна облегчить понимание работы, в том числе того, какие из результатов (идей, гипотез и т.д.), упоминаемых в работе являются авторскими, а какие – продуктом чужого творчества или уже являются общепринятыми.

После обзора литературы следует отдельная глава, в которой дано описание проведенного исследования.

Теоретическая и эмпирическая части работы (имеющие каждая свое название) должны соответствовать требованиям к объему. Если обзор литературы составляет 20 – 25 страниц, то описание проведенного исследования должно быть не менее 30-35 страниц. Крайне нежелателен бóльший объем теоретической части по сравнению с эмпирической.

Эмпирическая часть работы начинается с описания хода исследования и характеристики методов исследования. Также необходимо дать описание выборки. Затем анализируются полученные результаты и дается их интерпретация.

При сравнении полученных результатов (например, результатов юношей и девушек) недостаточно указать только процентные доли (72 % юношей и 36 % девушек) или их отношение (среди юношей это мнение встречается в два раза чаще). Интерпретация полученных количественных результатов осуществляется с опорой на статистические критерии. Выбор статистического критерия осуществляется в зависимости от способа сбора эмпирических данных и цели исследования.

Завершает главу параграф «обсуждение результатов», в котором представлено сравнение полученных в исследовании результатов с данными других авторов, описанными в научной литературе.

Выводы представляют собой краткое и емкое изложение по пунктам основных результатов исследования. Выводы отражают решение поставленных в исследовании задач.

Библиография – список литературы, на основе анализа которой написана работа; содержит литературные источники, представленные в виде ссылок в тексте ВКР. В библиографии источники представляются в алфавитном порядке, сначала на русском, а затем на иностранных языках (Приложение 2). Допустимо ссылаться на интернет-ресурсы. Количество ссылок на интернет-ресурсы в библиографии  – не более 7. Все источники в библиографии представляются с количеством страниц.

Приложения содержат иллюстративный материал (таблицы, графики и т.п.), раскрывающий содержание основного текста. В приложения выносятся кодировочные таблицы, таблицы контент – анализа, занимающие несколько страниц, а также объемные иллюстративные таблицы (если они занимают более половины страницы). Таблицы, занимающие менее половины страницы, могут помещаться в основном тексте работы.

Приложение 1

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….…….……………………………………..3

Глава I. Подходы к определению Я-концепции и образа Я ……………………………………………..5

1.1 Становление взглядов на анализ «образа Я» ……………………………………………………………..5

1.2 «Образ Я» как описательное составляющее «Я-концепции» …………………………………….13

Глава II. Психологические особенности людей пожилого возраста …………………..…………..19

2.1 Особенности когнитивной и эмоциональной сферы людей пожилого возраста ……….19

2.2 Социальный статус людей пожилого возраста …………………………………….………………….23

Глава III. Эмпирическое исследование составляющих “образа-Я” у пожилых людей……28

3.1 Программа  исследования. Описание хода исследования ………………………….……………28

3.2 Анализ результатов исследования …………….……………………….….……………………………….31

3.3 Обсуждение результатов ………………………………………………………………………………………..62

Выводы ………………………………………………….……………………………..…………………………………….67

Заключение  ………………………………………………………………………….……………………………………68

Библиография ….……………………………………………………………….………………………………………..70

Приложения

Приложение 2

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Альперович В.Д. Геронтология. Старость: социокультурный портрет. – СПб.: Ленинград, 1994. – 304 с.
  2. Аверин В.А., Дергач А.А. Психология среднего возраста, старения, смерти.- СПб.: Еврознак, 2003. – 384 с.
  3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Аспект Пресс, 1991. – 279 с.
  4. Артемова О.Ю. Старение и старость.- Киев.: Прогресс, 1996. – 321 с.
  5. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Росинтер, 1990. – 312 с.
  6. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности. // Мир психологии. – 1999. №3. – С. 24 – 46.
  7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Гранд, 1986. – 270 с.
  8. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект Пресс, 2001.– 301 с.
  9. Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова  Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян. // Социологические исследования. – 2006, № 11 – С. 61-73.
  10. Сафина Н.Х. Особенности супружеских отношений на различных этапах становления молодой семьи: Дис. … канд. психол. наук. – Казань, 2004. – 214 с.
  11. Smith E.R., Mackie D.M. Aggression, Hatred, and Other Emotions // On the Nature of Prejudice: Fifty Years after Allport / Ed. by J.F. Dovidio, P. Glick, L.A. Rudman. Oxford, 2005. P.361-376.

Составители к.п.н. Матвеева Н.Э., к.п.н. Трушкова С.В.